Вопросы к госэкзамену для магистров

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа

«Современный русский язык: системно-когнитивный и функционально-коммуникативный аспекты»

1. Предложения о реформе русского правописания конца XIX — середины XX вв.: общее и различия.

2. Общие принципы русской пунктуации.

3. Структура коммуникативной ситуации при анализе текста в специальных целях.

4. Виды отрицательной информации и способы ее выражения в тексте

5. Особенности организации словарных статей «Активного словаря русского языка» и место этого словаря в классификациях словарей Л. В. Щербы и С. И. Ожегова.

6. Толкование значений слова, метаязык и структура толкования. Значение и употребление, принципы разграничения, виды употреблений.

7. Нормы построения русского слова и их морфонологические следствия.

8. Морфонологические особенности и тенденции русского словоизменительного ударения.

9. Основные виды лингвистических экспертиз.

10. Методические основы анализа спорных высказываний.

11. Назначение и проблемы создания онтологий (лингвистическая проблематика).

12. Средства автоматизации лингвистического анализа текстов.

13. Основные направления русской этнолингвистики. Этнолингвистическая школа Н.И. Толстого.

14. Основные направления зарубежной этнолингвистики. Польская школа этнолингвистики Е. Бартминьского.

15. Функции словообразования в современном русском языке (номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная и стилистическая; адаптирующая, дискурсивная, художественная, игровая; функция когнитивного варьирования).

16. Роль русского словообразования и способы расширения возможностей словообразовательных ресурсов в номинативной деятельности.

17. Инструменты описания лексико-семантической синтагматики.

18. Типовая структура словаря-тезауруса.

19. Текст как объект стилистического исследования.

20. Жанрово-стилевое своеобразие современных СМИ.

21. Проблемы изучения языковой личности в отечественной и зарубежной лингвистике.

22. Языковая личность в диалектной лексикографии: принципы и методы лексикографического описания.

23. Изобретение как одна из пяти риторических дисциплин. Этос. Пафос. Логос.

24. Понятие общего места. Общие и частные места. Внешние и внутренние топы (общая информация).

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа

«Русский язык: коммуникативно-функциональный аспект»

1. Типология субъектов высказывания. Средства формирования субъектных сфер диктума и модуса. Представление о субъектной перспективе высказывания.

2. Модусные смыслы и эгоцентрические элементы языка как объекты научных исследований.

3. Структура коммуникативного события с точки зрения современной лингвистики.

4. Представление древнерусского книжника о структуре коммуникативного события (на материале «Повести временных лет»).

5. Структура коммуникативной ситуации при анализе текста в специальных целях.

6. Виды отрицательной информации и способы ее выражения в тексте

7. Основные виды лингвистических экспертиз.

8. Методические основы анализа спорных высказываний.

9. Назначение и проблемы создания онтологий (лингвистическая проблематика).

10. Средства автоматизации лингвистического анализа текстов.

11. Нормы построения русского слова и их морфонологические следствия.

12. Морфонологические особенности и тенденции русского словоизменительного ударения.

13. Функции словообразования в современном русском языке (номинативная, конструктивная, компрессивная, экспрессивная и стилистическая; адаптирующая, дискурсивная, художественная, игровая; функция когнитивного варьирования).

14. Роль русского словообразования и способы расширения возможностей словообразовательных ресурсов в номинативной деятельности.

15. Инструменты описания лексико-семантической синтагматики.

16. Типовая структура словаря-тезауруса.

17. Средства усиления и ослабления иллокутивной силы высказывания в научном тексте.

18. Принципы построения словаря русской общемедицинской лексики.

19. Предложения о реформе русского правописания конца XIX — середины XX вв.: общее и различия.

20. Общие принципы русской пунктуации.

21. Изобретение как одна из пяти риторических дисциплин. Этос. Пафос. Логос.

22. Понятие общего места. Общие и частные места. Внешние и внутренние топы (общая информация).

Вопросы к госэкзамену для магистрантов по направлению «Филология»

Магистерская программа

«Историческая русистика и палеославистика»

1. Классификация эпиграфического материала и ее основания (содержание и датировка надписей; типы эпиграфических поверхностей).

2. Значение южнославянской и древнерусской эпиграфики для реконструкции состояния языка.

3. Эпиграфика Древней Руси и Балкан: общий обзор источников, примеры.

4. Принципы лингвистического издания древнеславянских письменных источников (выбор основного списка, передача текста, подведение разночтений, проблемы иноязычного оригинала, справочный аппарат и т. п.).

5. Древнерусские поссесивные конструкции.

6. Особенности порядка слов древнерусского некнижного синтаксиса.

7. Средневековое болгарское право: круг источников, их лингвистическая характеристика.

8. Средневековое сербское право: круг источников, их лингвистическая характеристика.

9. Происхождение и источники глаголицы. Разные точки зрения.

10. Основные этапы развития глаголицы. Типы глаголического письма

11. Диалектное членение раннедревнерусского языка.

12. История формирования современного русского диалектного членения и выделения украинского и белорусского языков из древнерусского.

13. Перемещения изоглосс различных древнерусских языковых явлений в пространстве и во времени.

14. Диалектные различия, связанные с формами настоящего времени глаголов в русских говорах.

15. Диалектные формы местоимений в русских говорах: типология и локализация

16. Диахроническая составляющая в описании лексики современного языка (на примере работ Е.С. Яковлевой, Т.М. Николаевой, Анны А. Зализняк и др.)

Процедура экзамена

Государственные экзамены проводятся для студентов выпускных курсов, полностью выполнивших учебный план и допущенных к итоговой государственной аттестации. Экзамен проводится в устной форме. Студентам предлагается комплект экзаменационных билетов, каждый из которых включает два вопроса. Экзаменуемые выбирают один из билетов, не видя их содержания. Для магистрантов возможна модифицированная процедура получения вопросов. Поскольку у магистрантов одного и того же года обучения набор курсов по выбору может совпадать не полностью, экзаменационный билет формируется следующим образом: он состоит из двух вопросов, но первый указывается в билете из набора, предназначенного для всех магистрантов, а второй вопрос экзаменуемые получают из других наборов билетов, сформированных в соответствии с теми курсами по выбору, которые они слушали.

Ответы на два вопроса экзаменационного билета готовятся непосредственно на экзамене. Время, отведенное студенту на подготовку, составляет не более 40 минут, на экзамене студенты отвечают согласно очереди. Члены экзаменационной комиссии могут задавать студенту вопросы по теме экзаменационного билета, а также дополнительные вопросы. После завершения всех ответов члены комиссии выносят коллегиальное решение относительно выставления той или иной оценки каждому из экзаменуемых, после чего оценки за государственный экзамен оглашаются публично перед всеми сдававшими его студентами.