16 января 2019 г. на филологическом факультете прошли 50-е чтения, посвященные памяти Виктора Владимировича Виноградова, выдающегося ученого, педагога и организатора русской филологической науки. По поручению руководства факультета с приветственным словом к участникам чтений выступила профессор кафедры русского языка М.Ю. Сидорова, которая отметила хорошую традицию, существующую на филологическом факультете, — начинать научный год Виноградовскими чтениями, которые объединяют представителей разных направлений филологической науки, являются той площадкой, на которой лингвистика и литературоведение находят общий язык, филология обретает свою целостность.
На чтениях 2019 г. обсуждалась одна из основных идей В.В. Виноградова — категория образа автора. В докладах ученых разных школ и направлений рассматривались грамматический и литературоведческий аспекты теории образа автора.
Программу открывал доклад Е.В. Падучевой (ВЦ ФИЦ ИУ РАН) «В.В.Виноградов и лингвистика нарратива», в котором рассматривалась роль эгоцентрических слов, категорий и конструкций в организации образа автора, способы обнаружения точки зрения повествователя в художественных текстах. Е.В. Падучева доказала перспективность научного метода Виноградова и актуальность этой проблемы для современной лингвистической науки. Ю.Б. Орлицкий (РГГУ) в своем докладе «Автор в заглавии русской поэтической книги XVIII-XXI вв.» представил материалы словаря заглавий, над которым сейчас идет работа; показал связь заглавия с литературной традицией и автором; отношение автора к заглавию; проследил эволюцию заглавий поэтических сборников от XVIII до XX века. В докладе Н.Г. Мельникова (МГУ) «Внутренний монолог и поток сознания как типы повествования» были рассмотрены терминологические проблемы, высказаны критические замечания по поводу целого ряда некорректных определений. Докладчик показал принципиальные различия между внутренним монологом, допускающим ремарки повествователя и имеющим внутреннюю логическую структуру, и потоком сознания, в котором мысли, переживания, ощущения логически не организованы, произвольно соединяются в актуальном настоящем героя, не допускающем соприсутствия аналитического сознания автора или повествователя. О.Г. Лазареску (МПГУ) в докладе «Литературное предисловие и его роль в субъектной организации художественного текста» говорила о том, что литературное предисловие прошло длительный путь своего становления и обнаружило широкие возможности функционирования. Оно выступало и как прямое авторское слово, призванное разъяснять, интерпретировать художественный текст, и как слово «непрямое», «под маской», переданное вымышленному автору (рассказчику, издателю и т.д.) и функционирующее как эстетически значимая часть художественного произведения. К.А. Баршт (ИРЛИ РАН) в своем докладе «О свойствах пунктуации в записных тетрадях Ф.М.Достоевского: эдиционный и текстологический аспекты» анализировал фразу из подготовительных материалов к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», опубликованная в седьмом томе Полного собрания сочинений в 30 т.: «„Гнусно подражать народу не хочу“» (реплика главного героя произведения Родиона Раскольникова). Докладчик обсуждал несколько вариантов прочтения и, соответственно, пунктуационного оформления этой фразу и обосновал идею о принципиальном отличии подготовительного материала, не требующего строгого пунктуационного оформления, от окончательного текста. Доклад З.Ю. Петровой (ИРЯ РАН) «О некоторых особенностях олицетворения в поэзии И. Бродского» был посвящен тем языковым средствам, с помощью которых И. Бродский олицетворяет природу, предметы, части тела, абстрактные понятия, философские категории и др. Особое внимание было уделено использованию Бродским грамматико-синтаксических способов олицетворения. А.В. Циммерлинг (ИЯз РАН, ИРЯП) в докладе «Русские предикативы: грамматика, статистика, авторские эксперименты» представил результаты корпусно-статистического исследования лексем, способных функционировать в составе дативной конструкции, и показал избирательные возможности прилагательных к образованию предикативов. В докладе Р.Б. Ахметшина (МГУ) «Проблема целостности повести А.П. Чехова „В овраге“» обсуждалось понятие целостности применительно к прозе автора, отличительной особенностью которого являются открытые финалы и незавершенные сюжеты. Докладчик, проанализировав произведения А.П. Чехова, пришел к выводу о том, что целостность в прозе Чехова — это единство на уровне авторского тона и стиля. Завершал программу доклад В.Е. Чумириной (МГУ) «Грамматика глагола как средство создания образа автора», в котором были проанализированы языковые средства обнаружения внутритекстовой точки зрения — лексическая семантика глагольного корня, категория вида и категория лица. На материале прозы В. Набокова были рассмотрены глагольные способы совмещения в одной сцене двух и более позиций (точек зрения двух и более героев) или соединения в одном фрагменте двух (и более) временных инстанций одного героя.
Виноградовские чтения 2019 г. еще раз продемонстрировали значение научного творчества академика Виноградова для развития русской филологической науки: возвращаясь вновь и вновь к идеям академика Виноградова, современные филологи получают импульс для новых исследований, для более глубокого теоретического осмысления результатов своей работы.